Как утверждают археологи, история витража имеет начало в 1 тысячелетии до нашей эры. Именно тогда была создана глиняная посуда, в дно которой мастер поставил тонкий и плоский прозрачный камень. Неизвестно, какой практический смысл имело это нововведение, но, возможно, это действительно стало рождением витражного искусства. Далее в истории мы можем встретить подобие витража в интерьерах зданий на Древнем Востоке, когда разноцветная картина собиралась из нескольких кусков стекла, соединенных составом наподобие цемента. Первые европейские витражи отличались достаточно низким качеством исходного стекла – оно было с трещинками и мелкими пузырьками, правда иногда это придавало изделию особое очарование.
С развитием технологии стекольного произодства развитие витражного дела в Европе также вышло на новый этап. Именно тогда на свет появился «паечный витраж». Об особенностях изготовления витражей в Средние Века современные исследователи узнали из рукописей монаха по имени Теофил. Технология паечного витража подразумевала первоначальную подготовку фрагментов цветного стекла, вырезанных в соответствии с контурами частей итогового изображения. Эти фрагменты окаймлялись по краю полоской из легкоплавкого свинца, собирались в единую картину и спаивались в единое целое специальным припоем так, чтобы создать своеобразную свинцовую сетку, закрепляющую цветное стекло в неподвижном узоре. Этот металлический каркас закрепляли в специальную раму, которая впоследствии размещалась по месту назначения, чаще всего в виде окна церкви, частного дома или иного творения архитектора. Витражные изделия эпохи Средневековья чаще всего отличались солидными размерами (до нескольких десятков квадратных метров общей площади) и четко прорисованными линиями рисунка (благодаря свинцовой спайке, предусмотрительно расположенной по ключевым линиям изображения). Эта особенность технологии паечного витража наглядно демонстрировала проявление в витражном деле сущности декоративно-монументального искусства – произодить большое впечатление благодаря масштабам, ясности, простоте и вместе с тем неуловимой красоте изображения.
К 11 веку в технологии витражного дела проявилась «новая волна», во многом ставшая революционной. Тогда художники впервые попробовали получить изображение не методом составления упорядоченной картины из фрагментов цветного стекла, а путем прямого нанесения на стекло аналогов живописной краски. Разумеется, традиционные краски с течением времени не смогли бы устоять перед атмосферными воздействиями, поэтому их пришлось заменить специфическим химическим составом из смеси окислов меди и железа с добавлением частиц стекла с низкой температурой плавления. Этим составом художник и рисовал задуманный сюжет, кладя мазки где-то более тонким слоем, где-то – более толстым, в одном месте штрихуя поверность, в другом – проводя непрозрачную контурную линию. Затем картина подвергалась нагреву, в результате чего краски новорожденного витража плавились и закреплялись на стеклянной основе. Подробнее о техниках производства витражей читайте здесь.
К слову сказать, дальнейшее развитие стекольного дела не во всем пошло на пользу делу витражному. Когда стекольщики научились делать стекло достаточно большого размера, перед витражистами отпала необходимость создавать поддерживающие и скрепляющие свинцовые перемычки, и многие из мастеров решили отказаться от трудоемкой технологии паечного витража. Значительную часть работы по созданию витражей взяли на себя живописцы – и это существенно изменило характер изделий. С новыми технологиями из витражей постепенно ушла монументальность и наглядность, выразительность и яркость. Нет, конечно, «живописная» техника принесла миру немало шедевров, однако, вместе с тем, она значительно изменила и представления о витражах, и места их применения. Сотрудничество витража и архитектуры не прервалось, но из монументальных готических храмов витраж ушел в более скромные интерьеры. Витражное дело живет и сейчас, оно наполнено новыми технологиями и современными материалами, но, несмотря на ощутимую поступь прогресса, мастера как и прежде стараются в каждом изделии уловить, сохранить и передать древнюю божественную искру огня настоящего искусства.