В рамках правительственного часа в Госдуме глава Минстроя Михаил Мень рассказал депутатам о том, что к середине мая 2015 года отрасль практически выбрала лимиты льготной ипотеки, а строительным компаниям вскоре может понадобиться госструктура-санатор на базе фонда РЖС и АИЖК. Кроме того, министр неожиданно заявил о поддержке индивидуальных накопительных счетов для капремонтов жилых домов, объявив, что в будущем нормой Минстрой видит именно их, а не централизованные региональные фонды капремонта.
Лимит заявок на поддержку льготной ипотеки практически исчерпан — поданы заявки более чем на 500 млрд руб., сообщил глава Минстроя Михаил Мень, выступая на правительственном часе в Госдуме. По его оценкам, «на рынке произошло заметное оживление». «Это изменило ситуацию и превысило все ожидания. Мы рассчитывали, что 20 млрд руб. вложенных дадут возможность дать ипотеку в объеме 400 млрд руб., а сегодня уже банки заявились в Минфин на сумму порядка 550 млрд руб.»,— уточнил министр. Однако, судя по дальнейшим высказываниям чиновника, ипотечный рывок угасает: несмотря на активное финансирование стройки, Минстрой уже обеспокоен состоянием строительных компаний и даже допускает создание структуры для их оздоровления на базе АИЖК и РЖС.
«Предложение по санатору, увы, актуальное»,— сказал министр. «У нас впереди принятие закона об объединении двух институтов развития, и можно в процессе обсуждения этого закона обсудить то, о чем вы говорите»,— ответил он на вопрос депутата Александра Хинштейна. Последний опасался появления 36 тыс. обманутых дольщиков в связи с возможным банкротством СУ-155. «Есть ряд строительных компаний, у которых шаткое положение, в первую очередь это СУ-155»,— признал министр, допустив возможность «внутренней санации» девелопера . Проявлением осторожности со стороны ведомства выглядела и готовность Минстроя отступиться от вызывающей социальную напряженность идеи массированного сбора средств в счет региональных операторов капремонта. Глава ведомства Михаил Мень заявил: «В перспективе мы видим переход к индивидуальным счетам дома, это более честно и прозрачно».
Реформа капремонта обсуждалась в 2009-2012 годах. Тогда де-факто государство отказалось от «долгов» по капремонту после приватизации жилья, переложив расходы на собственников. До 1 марта 2014 года граждане обязаны были выбрать способ финансирования капремонта из двух: «общего котла», когда региональный оператор собирает платежи граждан на общем счете, или специального счета отдельного дома. Ведомства голосовали за схему «общего котла», объясняя это тем, что региональным фондам проще будет кредитоваться в банках за счет эффекта масштаба. Теперь же Минстрой говорит о том, что «желательно, чтобы через какое-то обозримое время все перешли на индивидуальные спецсчета и чтобы было страхование этих вкладов». Впрочем, господин Мень отметил, что переход на индивидуальный счет не всегда выгоден собственникам жилья. «Если дом в плохом состоянии, то выгоден «общий котел». Выигрывают те, у кого дома в плохом состоянии, они будут впереди очереди стоять»,— отметил он.
Как пояснили «Ъ» в министерстве, перейти на индивидуальный счет «можно в любое время». Но деньги, уже внесенные гражданами в региональные фонды, вернуть не выйдет: де-факто «передумавшие» безвозмездно оплатят своими взносами ремонт самых плохих домов, еще не успевших накопить средства на своих счетах у региональных операторов. Впрочем, чем позже будет выбран индивидуальный счет, тем больше денег подарят жители такого дома участникам региональных фондов. Так, в 2014 году отремонтировано 7,7 тыс. домов (37 млн кв. м) на 22 млрд руб., в 2015 году Минстрой ждет ремонта 12 тыс. домов (59 млн кв. м). Из 39,9 тыс. специальных банковских счетов фонда капремонта 26,3 тыс. приходится на региональных операторов, на индивидуальных счетах деньги только у 10% граждан. Минстрой уже внес инициативу о страховании счетов капремонта в правительство. «Есть надежда, что мы в эту сессию ее внесем в парламент, чтобы в эту же сессию ее парламентарии рассмотрели. Есть обеспокоенность о сохранности этих средств»,— сказал министр.