К окнам привыкли все, они есть в каждом доме, каждой квартире, даже, извиняюсь, в каждой камере. Привычные прямоугольные, одно — или двухстворчатые окна, с форточками или без, деревянные, из ПВХ или даже алюминия. Но окна не всегда были такими, какими мы их видим сегодня. Окна проделали долгий путь в истории, и каждый период имел свои стили, свои особенности.
Древние жилища, можно сказать, не имели окон. И хотя что-то похожее на окно, представлявшее простое отверстие в стене появилось во времена неолита, многие древние цивилизации не имели об окнах представления. В древнем Риме и Египте свет мог проникнуть лишь через внутренний дворик. На древнем Востоке место окон занимали слуховые отверстия, которые располагались высоко над землей. В домах и храмах Древней Греции окна заменяли узкие щели или отверстия в крыше, через которые проникал воздух и свет. Впервые большие окна, выходящие на море, появились в пригородных термах в Помпеях.
На Руси существовали смотровые окна, прорубленные в двух бревнах до половины бревна. Такие окна называли волоковыми, поскольку они «заволакивались» изнутри доской. Зимой в окно вставляли раму (оконницу) с бычьим или рыбьим пузырем, промасленным холстом или кусочками слюды.
В Византийскую эпоху окна принимают узкую вытянутую форму с закруглением в верхней части. Уже в те времена архитекторы умело регулировали освещенность в храмах и домах, располагая группы окон по периметру здания или в его куполе, чтобы создать ощущение легкости и воздушности.
В средние века жилища не отличались дизайнерскими изысками. Наоборот, для романского или, как его называли англичане, норманнского стиля была характерна суровость и аскетичность. Время было суровое, отсюда окна предназначались не столько для проникновения света и воздуха, сколько для выполнения функций бойниц в случае нападения на замок феодала. Однако именно в романские период появляются первые остекленные окна.
Распространение христианства в Европе приводит к постепенному подчинению архитектуры религии. На смену романскому стилю приходит готика с ее модой на бестелесность и удлиненные формы. Здания, а с ними и все их элементы, как бы стремятся ввысь, к Богу. Стрельчатые арочные проемы располагаются высоко от земли и украшаются удивительными по красоте витражами, собранными из разноцветных стекол и иллюстрирующими легенды Ветхого и Нового Завета. Однако пришедший на смену готике Ренессанс возвращает интерес к античному наследию, в основе которого лежали классические формы, симметрия и чувство соразмерности. Окна теряют свой возвышенный облик и приобретают прямоугольную форму, а стекла в них становятся прозрачными. В XV веке в Италии появились окна, разделенные на три части переплетом в форме креста.
На смену Ренессансу приходит стиль барокко, который уже тяготеет к использованию пышных, разнообразных, изысканных декоративных. В этот период окна имеют различную геометрическую форму: круг, эллипс и т.п. Для барокко типичны большие окна, несколько раз разделенные переплетами разной толщины и конструкции. Появляются распашные конструкции окон, а также двойное остекление. Благодаря новой технологии изготовления плоских стекол во Франции возникает все больше прозрачных окон большого размера, которые начинались о самого пола и стали известны во всем мире как французские.
Барокко сменяют классические формы с их ясностью и лаконичностью. Классицизм отличает простота, строгость и монументальность. В планировке зданий соблюдается симметричность и правильность форм, а также использование архитектурных элементов, существовавших в античный период (колонны, портики). В этот период окна приобретают современный вид. Они имеют классическую прямоугольную форму и две пары переплетов. Также распространены окна с горбыльками на нижних створках или с изогнутыми оконными перемычками.
Начиная с середины XIX и до начала XX века власть в архитектуре захватывает эклектика, впитавшая в себя отголоски всех стилей. Происходит отказ от строгих классических форм и утверждение творческой свободы архитекторов. В моду входят восточные мотивы: мавританские, китайские, египетские и т.д. Бурное развитие промышленности оказывает влияние и на окна: они приобретают исключительно функциональное назначение. Мы уже видим окна с форточкой, Т-образный переплет, а также трехстворчатые окна с большими нижними и маленьким и верхними створками.
Стиль модерн (конец XIX — начало XX века) провозглашает отказ от прямых углов и линий в пользу более плавных изогнутых форм. Архитектура модерна гармонично сочетает функциональность и эстетичность. Все элементы здания создаются в едином стилевом решении, а при строительстве широко используются новые технологии и материалы (стекло, металл). В этот период строгая геометрическая форма уступает место более округлой и плавной. Модерну присуще огромное разнообразие форм окна, символизирующее стремление к свободе самовыражения и раскрепощение духа.
В 1920-1930 годах развитие получает конструктивизм, который характеризуется строгостью, лаконичностью форм. В этом стиле выполнялись фабрики-кухни, рабочие клубы, дворцы труда и т.д. в свете конструктивизма окно приобретает строгую геометрическую (квадратную или прямоугольную) форму. В рамках этого направления с 1919 по 1933 гг. возникает баухауз. Идеологи этого направления полагали, что архитектура должна быть строго функциональной, экономичной и ориентированной на технологии массового производства.
Функционализм конструктивизма сменяет роскошь ар-деко (20—50-х годы XX века). Характерные черты ар-деко – этнические геометрические узоры, шик, современные материалы (алюминий, нержавеющая сталь). В моде плоские крыши, свободная планировка и ленточные окна, которые могли быть протянуты вдоль всего фасада.
В конце XX века появляется новое направление в архитектуре – постмодернизм. Характерной особенностью этого стиля стало объединение приемов, мотивов и течений из разных эпох для создания творческого пространства, в котором свободно переплетаются смысловые образы. Это направление стало в определенной степени отказом от функционализма и провозглашением ведущей роли эстетики.
В недавнее прошлое наибольшую актуальность приобрели такие направления как неоконструктивизм, хай-тек, деконструктивизм и биотек, объединенные в группу под названием неомодернизм. Это обилие стекла и пластика, наличие трубчатых конструкций из металла, широкое использованию серебристо-металлического цвета и элементов кубизма и конструктивизма. Также для хай-тека типично ленточное остекление или остекление поверхностей большой площади.
Однако сегодня хай-тек уже отошел на второй план. Одним из популярных стилей современных коттеджей является классический с присущим ему разнообразием геометрических форм окон: прямоугольных, квадратных, арочных, круглых, эллипсовидных, треугольных и даже трапециевидных. Современные окна могут быть даже витражными.
В России также завоевывают популярность небольшие коттеджи в скандинавском стиле, которому присущи простота и экологичность. В таких домах, как правило, устанавливают экологически чистые окна с двойным или тройным остеклением.
Широким спросом пользуются дома в стиле модерн. Окна на фасаде такого дома могут быть разными.В последнее время все чаще появляются дома, имитирующие национальные русские избушки. В таких домах можно установить деревянные окна с декоративными профилями.