Истоки и особенности
В основе романского стиля лежат такие принципы как простота и надежность, минимум излишеств и строгая красота. Характерные образчики романской архитектуры – рыцарские и королевские замки времен раннего Средневековья, строившиеся по принципу «мой дом – моя крепость»: толстые каменные стены, маленькие окна-бойницы, сводчатые потолки, минимум мебели и аскетизм обстановки. Считается, что на формирование этого течения оказали мощное влияние раннехристианская культура с ее катакомбами, гробницами и алтарями, наследие Востока, привезенное в Европу рыцарями-крестоносцами вместе с дорогими тканями, коврами и посудой, и другие культурные традиции.
Основные черты романского стиля в интерьере жилых зданий:
узкие и маленькие или высокие стрельчатые окна;
толстые каменные стены;
сводчатые потолки, массивные колонны, арочные проемы вместо дверей;
полуциркульные, прямоугольные геометрические формы;
отделка и обстановка из натурального камня, дерева, металла, тканей;
минимум декора и мебели;
нейтральные естественные цвета (песочный, бежевый, темное, красное дерево, серый, желтоватый);
мифологические и библейские сюжеты как темы для картин, гобеленов, фресок;
камин как центр любого жилого помещения
Типичный рыцарский замок с каменными стенами, окошками-бойницами и сквозняками, гуляющими по пустынным залам, освещаемым отблесками факелов да огнем в очаге, — яркий пример романского стиля в интерьере. Стены из грубо обработанного камня, на полу – каменные плиты, высокий сводчатый потолок укреплен деревянными балками. Освещение составляют гигантская чугунная люстра с факелами и такие же «светильники» вдоль стен. Иногда каменные плиты на стенах заменяла побелка, но в любом случае она вскоре темнела от бесконечно коптящих факелов и свечей.
Межкомнатных дверей как таковых почти не было, их заменяли большие арочные проемы, которые впоследствии стали драпировать портьерами из тяжелых тканей и гобеленами. Центром пиршественной залы или спальни был камин, источник тепла и света, здесь же готовилась пища. Очаг был облицован и сложен из камня, украшен чугунной решеткой. Возле огня обычно спали собаки хозяев замка, а иногда и гости или прислуга.
Потолки в романском интерьере либо низкие и сводчатые, либо высокие, окна – конусообразные, стрельчатые. В те давние времена штор и гардин для окон не использовали, они закрывались деревянными ставнями, украшенными металлическими коваными элементами. С Востока пришла мода на витражи, которые и по сей день можно встретить в окнах европейских замков и церквей по всему миру.
В качестве материалов использовались прочные породы камня, реже — мрамор, пол выстилали каменными плитами иди дубовыми панелями, ими же декорировали стены и потолок богатые владельцы. Мебель была исключительно деревянной, преобладали металлические и кованые предметы обихода, утварь, декор. Помимо медной в ходу была глиняная и деревянная посуда, а среди тканей — лен и вывезенные с Востока хлопок, шелк.
Предметы меблировки
Мебель в романском интерьере присутствовала исключительно в виде грубых и незамысловатых предметов обстановки. Это были вручную срубленные скамьи и столы, массивные сундуки, где хранилось все имущество хозяев, от золотых монет до одежды и кухонной утвари. Единственным предметом меблировки, который можно причислить к объектам комфорта, была кровать. Внешне она напоминала современные модели благодаря большому деревянному ложу с выемкой в передней части и мягкой периной. Кровать застилали домоткаными и меховыми одеялами, но особую роскошь ей придавал опять-таки позаимствованный на Востоке балдахин. Ткань крепили на специальных кованых или деревянных столбиках, расположенных по углам постели. Балдахин выполнял и практическую функцию, помогая сохранять тепло и спасая от насекомых.
Чуть позже в интерьер в романском стиле добавились некоторые декоративные излишества в виде кованых украшений и резьбы на сундуках и стульях. Мебель стали подчеркивать изысканной резьбой, вошли в моду столики, инкрустированные драгоценными камнями и другие привезенные из крестовых походов сокровища.
Текстиль и декор
Изначально в замковых интерьерах присутствовали исключительно льняные полотна, да и то лишь в качестве постельных принадлежностей. Однако благодаря крестовым походам в Европу попали чудесные восточные ковры и изысканные хлопковые, шелковые ткани, которые стали использовать для драпировки дверных и оконных проемов. Гобеленами с мифологическими и библейскими сюжетами украшали стены и защищались от сквозняков. На стенах висели трофейные мечи, щиты и сабли, чучела животных и птиц, в залах стояли рыцарские доспехи, а держатели для факелов, люстры и канделябры выполняли практические функции. Появились первые аксессуары, большинство из которых также являлись трофеями: статуэтки и картины христианской тематики, посуда, инкрустированная драгоценными камнями, вещицы из серебра.