Обманывая наши глаза, оптическое искусство наделяет предметный мир новыми смыслами и возможностями, создает динамику и напряжение в пространстве. Как и когда появился оп-арт и есть ли ему место в современном интерьере. Рассказываем.
Не верь глазам своим
Широкую популярность оптическое искусство приобрело после нашумевшей выставки «Отзывчивый глаз», открывшейся в Нью-Йорке в 1965 году. Оптические иллюзии, продемонстрированные на выставке, потрясли общественность и сделали оп-арт достоянием современников, существенно повлиявшим на американский дизайн того времени.Цель оптического искусства — расширить границы восприятия, лишить предметный мир статичности. Используя привычный инструментарий форм и цветов, оп-арт сочетает их в таких обстоятельствах, что они создают новую реальность.
Оптическое искусство построено на особенностях зрительного восприятия геометрических фигур, оно ставит человеческий глаз в непривычные условия, заставляя решать непривычные задачи, дезориентирует его. Как результат: ощущение отсутствия целостности структуры, иллюзия движения, выпуклости, глубины или деформации.
Кто это придумал
Оп-арт пустил ростки ещё в конце 19 века, когда ученые начали экспериментировать с оптическими иллюзиями. Первым был немецкий профессор Томпсон в 1889 году. В рамках исследования особенностей зрения он впервые привел иллюстрации черно-белых «вращающихся» окружностей. К искусство это ещё не имело отношения.
Как художественное течение оп-арт заявляет о себе в 1950-х, вылупившись из геометрического абстракционизма.Основоположником оп-арта считается французский художник и график Виктор Вазарели, который полагал, что цель его творчества — «пробудить» зрителя. Работы Вазарели — это контрасты, мерцание, вибрации и перестраивающиеся структуры. Чувство головокружения гарантировано.Среди других заметных представителей оп-арта британская художница Бриджет Райли. Некоторые её работы производят шоковое воздействие, управляя сбоями в работе зрительного аппарата. Ослепительные цветовые вибрации колышут стены, линии болезненно мерцают, пространство скручивается, раздвигается и деформируется.Такая философия приблизила поп-арт к массовому искусству, спустя время его находки стали активно использовать в оформлении ночных клубов и массовых мероприятий, в графическом дизайне и интерьере.
Оп-арт в интерьере
Если оп-арт в искусстве зачастую безжалостен, в жилом интерьере он может принимать более сдержанные формы.Жить среди вибрирующих стен и головокружительных завихрений понравится немногим. Тут нужны экстраординарная личность и крепкий вестибулярный аппарат.Оп-арт в интерьере может работать на вас, визуально расширяя пространство. Зеркала и фотообои с иллюзией перспективы — это в сущности тоже оп-арт.Если говорить не о технических приемах, а о стилистике — то это прежде всего геометрические принты. Это может быть геометричное американское ретро 60-х, которое как раз-таки вдохновлялось оп-артом, или деликатная современная версия геометрических принтов: оттенки более приглушенные, линии тонкие — на такие глаз не устанет смотреть.Более узнаваемого эффекта можно добиться с помощью насыщенных красок и строгих черно-белых контрастов. Сам рисунок может быть намного проще полотен абстракционистов, но он должен передавать ощущения ритма, динамики. Не бойтесь сочетания геометрических принтов и экспериментов с мебелью — иллюзионистские формы поп-арта могут интересно смотреться в качестве элементов мебельной конструкции. Такие объекты часто носят чуть ироничную, шутливую форму.