Современная индустрия дизайна дает возможность отойти максимально далеко от стандартных макетов и сделать полностью персонифицированный интерьер. Ограничением будут служить лишь санитарные и строительные нормы, но и в этих рамках есть огромный простор для творческой мысли. С помощью позиций из обычных каталогов любого мебельного магазина и штучных изделий, изготовленных по спецзаказу на фабрике или в кастом-ателье, можно воплотить абсолютно любую задумку.
Как использовать пирамиду Маслоу, создавая интерьер
– Моя практика показывает, что нет каких-то предметов интерьера, которые однозначно бы говорили про социальную группу человека. Все достаточно субъективно, у каждого заказчика есть свои представления о комфорте и необходимых вещах.
Пожалуй, больше всего на выборе стиля и цветовой палитры сказывается возраст. Накопленный опыт и период жизни человека влияют на понимание того, что красиво.
Создавая интерьер, нужно отталкиваться от запросов и потребностей человека. Они бывают разных видов, и для иллюстрации тут хорошо подойдет пирамида Маслоу:
базовые потребности. Некий минимальный набор удобств: окна, двери, сантехника, спальное место и система хранения вещей;
социализация. Предметы, соответствующие принадлежности к определенной социальной группе: компьютерный стол и геймерское кресло для молодежи или мягкие уголки на мебель для семейной пары с маленьким ребенком;
самовыражение. Все, что так или иначе относится к увлечениям человека: турник, полки для горшков с рассадой, стеллаж для книг, витрина для коллекционных фигурок и так далее.
Как влияют на дизайн наши привычки
Любой интерьер должен быть удобным, поэтому в первую очередь необходимо закрыть базовые потребности: проработать места для сна, приема пищи, ухода за собой. Все это должно быть сообразно жильцу и его бытовым привычкам. Пример из моей практики: заказчик был очень высокий, с большим размером ноги. Работая над дизайном его квартиры, нам пришлось отойти от всех стандартов.
Мы делали увеличенные дверные проемы, заказывали обувную полку, шкаф и кровать по индивидуальным меркам. Даже люстру и светильники подбирали по высоте, чтобы человек не задевал их головой.
Здесь, кстати, Россия на высоком уровне: наши производители очень клиентоориентированы и готовы подстраиваться под любые потребности, что меня как дизайнера очень радует. Например, от европейских подрядчиков бывает очень трудно добиться изготовления изделия по индивидуальным меркам. Когда все физические потребности клиента учтены, можно переходить к удовлетворению эстетических предпочтений. Тут уже и начинается персонализация в общепринятом смысле: наполняем интерьер предметами и элементами, которые необходимы конкретному человеку для его увлечений или просто нравятся.
Я всегда прошу клиента указать в анкете хобби. Конечно, само по себе это редко напрямую влияет на внешний вид квартиры. Но, скорее всего, он попросит больше мест для хранения спортинвентаря или, скажем, увеличенную кладовку. Но таким образом мы получаем вектор развития проекта.
Если человек интересуется вином — на кухне появится специальный холодильник для хранения бутылок. А если позволяет место — можно выделить отдельную винную комнату и обставить ее всем необходимым для дегустаций.
Семье, которая любит регулярно собираться с друзьями и родственниками, понадобится просторная гостиная с большим столом и множеством посадочных мест — соответственно, все пространство будет выстраиваться вокруг этого стола.
Молодой паре с маленьким ребенком нужно закрыть все острые углы и организовать зону для игр.
Мотоциклисту понадобится полка или кронштейн для шлема, а также дополнительная вешалка для экипировки. И так далее.
Если человеку нравятся горные лыжи, это ещё не значит, что он захочет повесить их на стену.Люди часто заказывают то, что видели в другом месте — возможно, в фильме, на выставке или у знакомых. «Сделать так же» не составляет труда, но настоящий профессионал адаптирует референс, выстроит аналогичное визуальное и функциональное наполнение — но на фундаменте из предпочтений заказчика.
Именно так интерьер и становится уникальным, интересным и по-настоящему персонифицированным. Но чтобы пройти этот путь, важна синергия дизайнера и заказчика.
В последние годы я стала замечать, что люди более уважительно относятся к профессии дизайнера. Им нужен не просто исполнитель, который будет плясать под дудку, а настоящий профессионал, с которым нужно сотрудничать как с партнером. Соответственно, такие заказчики уже совершенно по-новому относятся к процессу создания обстановки дома. Конечно, неподготовленному человеку бывает трудно определиться с конкретными решениями или даже четко сформулировать, чего именно он хочет. И тут полезно будет посетить профильную выставку — например, IV Московскую неделю интерьера и дизайна. Там представят продукцию ведущих производителей страны, а также множество идей по оформлению жилья от лучших дизайнеров.