Необычные просторные офисы со стеллажами или без них, серые мебельные комплекты и чисто прибранные столы, которые в эпоху «совместного пользования рабочим местом» (desk sharing) уже нельзя оформить на собственный вкус. В таких неприглядных местах проводят свой день многие офисные сотрудники, а тем временем дома их ждёт чудесная квартира, которую они так редко видят.
Неудивительно, что мало кто хочет выходить из дома на работу утром и задерживаться на ней вечером. Специалисты по рабочей атмосфере утверждают, что с экономической точки зрения такая организация пространства, разумеется, оправдывает себя: в большом зале можно посадить «на жёрдочки больше наседок». Однако с позиции психолога такой подход совершенно неверен.
Отказаться от стереотипного подхода к офисному интерьеру
С одной стороны, многие руководители покупают эксклюзивное био-молоко, потому что считают, что корова не томилась в тесном хлеву с сотней других коров, а значит молоко у неё натуральнее и вкуснее обычного. Но эти руководители редко догадываются, что не только корова, но и человек в более спокойных и уютных условиях будет давать лучший продукт. И это притом, что всё новые и новые исследования доказывают существование связи между дизайном офиса и производительностью сотрудников, а правильное оформление рабочего пространства может повысить эффективность труда на 36%.
Когда компании планируют свои офисы, соответствующий дизайн и благоприятная и располагающая к труду атмосфера играют подчинённую роль
Однако есть и такие компании, которые отказываются от стереотипного подхода к офисным интерьерам и интенсивно занимаются разработкой оптимального оформления пространства. Они стараются, чтобы помещения выглядели представительно и в то же время обеспечивали хорошее настроение и повышали мотивацию и продуктивность сотрудников. К примеру, архитектурное бюро Jump Studios создало оригинальный трёхэтажный интерьер для офиса Red Bull в Лондоне.
Вместо привычных лифтов три уровня соединены горкой, по которой можно скатиться, одновременно переместившись на нужный этаж и расслабившись. На крыше здания с видом на лондонский аристократический Уэст-Энд (West End) расположена терраса со столами для настольного тенниса. Эти необычные офисные конструкты призваны отражать философию компании и в то же время доставлять работающим здесь людям удовольствие.
За похожий по своей оригинальности, но, правда, не такой смелый, проект получила премию Best Office Award кёльнская компания Hellmann Worldwide Logistics. Её офис, оборудованный в историческом зернохранилище, выделяется своей экологичностью, а также разнообразием и гибкостью рабочих секторов. Здесь есть «мозговые центры», зоны релаксации, библиотеки, музыкальный сектор, бар и каминная комната. Кроме того, каждый сотрудник может сам решить, хочет ли он работать на просто и по-деловому обставленном месте или в домашней обстановке. Эти офисы становятся вторым домом не только потому, что здесь человек проводит треть суток, но и потому что в них царит действительно домашняя обстановка.
Ещё одним примером может стать офис архитектора и дизайнера Давиде Риццо (Davide Rizzo), который оборудовал под свою мастерскую обычную квартиру. Его команда из девяти человек работает в окружении мебели, которую они сами придумали. На втором этапе оформления сотрудники бюро расставили по всей квартире старинные предметы, развесили африканские соломенные шляпы и разложили несколько вещичек с парижских блошиных рынков.
Риццо говорит, что для него было важно сделать офис немного похожим на кресло: таким же мягким и уютным. К просторному кабинету в стиле гостиной примыкает озеленённый балкон с шезлонгом. Атмосфера в этом бюро фамильярная и раскованная; здесь даже ходят босиком.
Яркий офис как источник вдохновения: сумасшедшие краски и смелые формы
Берлинское агентство по подбору персонала AZ расположилось на мансардном этаже площадью 500 квадратных метров, который архитекторы студии Grollmitz Zappe превратили в яркий и современный рабочий уголок. Здесь доминируют яркие красный, жёлтый и зелёный цвета, перемежаемые оранжевым логотипом агентства; изогнутые формы и окружности определяют характер интерьера.
Цветная стеклянная стена отделяет так называемую «командную зону», где работают все четырнадцать сотрудниц AZ, от зон общения и услуг. С другой стороны стеклянной стены находятся комнаты для интервьюирования, а также большая кухня и «чилаут» с диванами. Ещё одной особенностью этого интерьера является то, что у руководителя нет отдельного помещения: она сидит бок о бок с остальными сотрудницами в открытой «командной зоне».
Кто привык к однотонному серому офисному окружению, почувствует себя здесь, перед психоделическими цветами и формами, как чиновник в сером костюме на бразильском карнавале. Авторы проекта признавались, что иногда заказавшая интерьер руководительница агентства AZ предлагала добавить даже больше красок, чем намечали дизайнеры. Она хотела также, чтобы каждые несколько дней сотрудницы менялись местами, но примерно половине девушек эта идея не понравилась, и начальница согласилась с ними.
Но почему лишь редкие руководители решаются на оригинальное оформление офисов? Многие считают, что это часто связано со сферой деятельности и философией компании. Яркий дизайн рабочего пространства скорее характерен для молодых и креативных коллективов, например, в Интернет-стартапах. Но бывает, что и в консервативных отраслях всё же находится место сумасшедшим идеям, как показывает пример az.