«В процессе работы над этим проектом мы встречались с хозяйкой всего трижды (причем третий раз – уже при сдаче объекта) и оформили все фактически на свой вкус. Мы оказались предоставлены самим себе, что редко бывает.
Поверхности, не облицованные деревом, окрашены в белый цвет. Все пространство квартиры условно разделено на три объемные зоны, сложно взаимодействующие между собой. Освещение предполагает три сценария. Кроме традиционного яркого верхнего освещения предусмотрена и мягкая ночная подсветка: неоновые лампы встроены в потолочные короба, закрывающие бетонные ригели. Предусмотрена и локальная подсветка: торшеры и настольные лампы. Окна закрыты плотными светлыми шторами – такими же, как те, что закрывают гардеробный шкаф.
Балкон площадью 2,2 кв. м был остеклен, в нем сделано новое напольное покрытие (керамогранитная плитка, как и в части студии).
Кровать, барная стойка и стулья изготовлены по нашим эскизам. Эта мебель весьма функциональна. Например, барная стойка прячет в себе мини-бар.
В данном проекте впечатление цельности и гармоничности достигнуто за счет умелого подбора цветовых решений, минимизации предметов обстановки и создания специально для этого интерьера предметов мебели».
Персональный сайт
«Много дерева и современный дизайн» – на основании этой краткой формулировки молодой хозяйки квартиры архитекторы Арсений Борисенко и Петр Зайцев (архитектурное бюро za bor) создали проект, воплощенный затем в реальность без каких-либо дополнительных вмешательств со стороны заказчицы.
Современность концепции выражена в просторной, студийной планировке, интересной работе с объемами и отказе от мелочного украшательства. Дерево доминирует в отделке в двух ипостасях. Это золотистый дуб и почти черный венге. Живая текстура и взаимный контраст этого тандема подчеркивают выразительность скупых линий и широких плоскостей, создают ощущение тактильного удовольствия и природной теплоты. Укрупненные пластические формы, объединившие мебель с вертикальными и горизонтальными плоскостями, сбивают масштаб, в сочетании с зеркалами создают перспективную игру, но вместе с тем привязаны к четким функциям.
Поскольку внутренних перегородок между зонами больше нет (в отдельные помещения выделены только санузел и входной тамбур), роль зонирующих элементов выполняют мебель и приемы отделки. Границы между функциональными локусами заданы конструктивными деталями дома – резко выступающими потолочными ригелями (50 см) в простенках между окнами. К ним тяготеют два основных зонирующих предмета мебели: объемная барная стойка, замыкающая зону кухни-столовой за диваном, и кровать-подиум, спинка-перегородка которой отделяет зону сна от гостиной.
Репрезентативные зоны расположены возле окон: расчет сделан не только на хорошую инсоляцию, но и на первоочередное попадание в поле зрения. Так, прямо напротив входной двери в студию находится гостиная с удобным низким диваном. Несколько шагов вперед дают возможность увидеть все три окна и боковые зоны: прямоугольный обеденный стол слева и туалетный навесной столик (с длинным зеркалом над ним), располагающийся справа.
Рабочая зона кухни и стеллаж для хранения вещей тактично скрываются в глубине: шкаф – за длинным занавесом вдоль стены квартиры справа; кухонный фронт, расположенный в линию, – в нише за выступом перегородки слева. Таким образом, основной акцент восприятия пространства сделан на отдыхе и обстановке, рассчитанной на неспешное созерцание.Хотя следование ортогональным формам было бы в данном случае вполне оправданным (внешние стены квартиры представляют собой четкий прямоугольник с соотношением сторон 1:1,5), архитекторы решили преодолеть статику и «разрезали» пол интерьера диагональю под углом примерно 12 градусов. По одну ее сторону располагаются зоны отдыха, пол которых отделан золотистой паркетной доской, как если бы лучи солнца всегда ярко освещали эту часть квартиры. А по другую, ближе ко входу, пол облицован керамогранитной плиткой цвета антрацита, что имеет также практический смысл.
Диагональ начинается в середине торцевой стены, замыкающей кухню-столовую, и упирается в спинку кровати, развернувшейся к ней под прямым углом (угол между диагональю и подиумом чуть отличается от прямого; поправка сделана авторами с учетом особенностей зрительного восприятия).
Расположение подиума следует диагональному движению к изголовью. Последнее представляет собой широкую плоскость, идущую до потолка, и по отношению к несущей стене развернуто под углом. Все поверхности конструкции облицованы одним и тем же материалом (паркетной доской венге), а простенок между изголовьем и стеллажом, завешенным шторой, до потолка закрывает цельное зеркало.
Так в глубине комнаты появляется объемный портал-обманка, а подводящая к нему диагональная «дорожка» создает впечатление больших, чем на самом деле, дистанции и глубины пространства даже без учета глубины «зазеркалья». Еще два зеркальных полотнища (одно – единственная дверца стеллажа, второе закрывает простенок между окнами столовой и гостиной над барной стойкой) «раздвигают» границы студии в двух других направлениях.
В тех же цветах, что и пол, решены торцевые стены: возле окон они отделаны той же золотистой доской; рядом с кухней и над кроватью – паркетной доской венге. На потолке игра цветных плоскостей усложнена. Массивные ригели зашиты в широкие короба из гипсокартона. Потолки между ними со стороны окон отделаны светлым деревом. А «темная сторона» потолка ступенчато понижена (для этого соорудили конструкцию, которую и обшили доской венге) и как бы прорезается насквозь белыми потолочными «балками». Таким образом, пространство интерьера составлено как бы из двух частей, динамично совмещенных друг с другом. В результате возникает иллюзия движения, «работы» конструкций, а прием цветового сопоставления задает новое восприятие объемов и интерьера в целом.
Объемные конструкции на потолках дали возможность скрыть провода, встроить акустическую систему и подсветку над барной стойкой. Освещает квартиру несколько шинных систем, прикрепленных вдоль окна, шкафа, в зоне цветовых границ.
Цельность представленного интерьера свидетельствует о преимуществах архитектурного подхода к проектированию пространства даже малого размера. Именно он и позволил достичь по-настоящему художественного синтеза в решении практических и художественных задач.
«Кровать-корабль (объемная мебель в квартире небольшой площади ) – не слишком ли неоправданное загромождение пространства?» – такой вопрос казался когда-то чисто риторическим, поскольку ответ на него вроде бы был очевидным: подобный шаг в маленькой квартире недопустим.
В данном же случае тщательный отбор деталей, минимизация их форм позволили архитекторам не только включить в общую композицию внушительный объем кровати-подиума, но и сделать ее акцентным элементом всей композиции. В ее основе — металлический каркас, обшитый паркетной доской венге. Размер подиума составляет 2х3 м, однако за счет небольшой высоты (35 см) и близкого к напольной плитке тона он не выглядит громоздким. Высокая (1,6 м) спинка изножья выполняет зонирующую роль, к тому же служит панелью, к которой со стороны гостиной и собственно кровати прикреплены ЖК-телевизоры.
В то же время благодаря развороту кровати и небольшому скосу она не выглядит массивной. Изголовье, переходящее в стену, а затем и в потолок, – прием, позволивший затушевать реальный размер объекта, как бы растворить его и в то же время обозначить границы спальной зоны. Таким образом, без боковых стенок и балдахина кровать воспринимается именно как отдельный архитектурный объем, а не как банальная плоскость.