Не всегда при проектировании, строительстве и модернизации школ предусматриваются меры по обеспечению оптимальных акустических условий. Между тем, этому вопросу нужно уделить пристальное внимание, так как шум оказывает негативное влияние на всех участников учебного процесса.
Хорошая акустика – это возможность услышать «полезные», то есть несущие информацию звуки. Из-за плохой акустики слова говорящего становятся невнятными, неразборчивыми. Не расслышав преподавателя, учащиеся отвлекаются, пропускают ключевые моменты объяснения и теряют интерес к учебе. Они быстро утомляются, становятся невнимательными и рассеянными. Дети переключаются на посторонние дела. Учителям приходится повышать голос, чтобы быть услышанными. В ответ школьники шумят сильнее. Срабатывает психоакустический эффект, когда преподаватели говорят громче, но их слова не воспринимаются слушателями, увлеченными собственными разговорами. Легкий шепот в классе перерастает в гвалт, с которым непросто справиться. Постоянное напряжение провоцирует профессиональные болезни горла. Преподаватели физкультуры к тому же страдают необратимым нарушением слуха, вызываемым постоянном высоким звуковым давлением, характерным для спортивных залов с «кричащим» эхом (от 80 дБ и более).
Без регламента
Нормативы содержат скупые и весьма относительные указания относительно защиты от шума в образовательных учреждениях. Конкретные параметры и рекомендации приводятся только в СанПиН 2.4.3.1186-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования», но на школы и высшие учебные заведения они не распространяются. К тому же, этот документ перекладывает принятие решений на проектные организации, которых он обязывает представлять «акустические расчеты по снижению шума в учебных помещениях, включая время реверберации (затухания звука)». Звукопоглощающие материалы предписывается применять при отделке коридоров, что, безусловно, необходимо, но совершенно недостаточно.
Акустические панели ECOPHON
Выход есть!
Между тем существует простой и эффективный способ улучшить акустику в школах и других общеобразовательных учреждениях. Справиться с этой задачей помогают особые потолочные и стеновые панели на основе стекловолокна.
Такие изделия поглощают многократные и хаотичные отражения звуковых волн от гладких и твердых поверхностей, то есть фоновый шум, который мешает услышать сказанное и ухудшает разборчивость речи.
Прямой звук достигает слушателей без искажений. В больших аудиториях, где расстояние между преподавателем и учащимися превышает 8 метров, предпринимаются меры по генерации так называемых ранних отражений, то есть отраженных звуковых волн, которые приходят к слушающим не позднее, чем через 50 миллисекунд после прямого звука.
Сочетание звукопоглощающих и звукоотражающих материалов дает потрясающий результат. В классах и других помещениях создается благоприятная звуковая среда, в которой приятно, а главное, легко и продуктивно преподавать и учиться.
Акустические панели ECOPHON
Убедительные факты
Многолетние научные исследования в Великобритании и Германии (Эдинбургский Университет Heriot Watt, Совет Графства Эссекс, Бременский Университет) доказали, что акустические материалы положительно влияют на качество образования. Измерения проводились в помещениях со звукопоглощающей отделкой и без, в пустых помещениях и во время занятий. Исследователи выяснили:
Снижение уровня шума при отсутствии учеников составляет 3 дБ, а когда в классе идет урок – 10 дБ. Прибавку в 7 дБ дает обратный эффект Ломбарда или эффект библиотеки. Дети сдерживают свои порывы, чтобы не нарушить тихую атмосферу. Объяснение учителя звучит ровно, без напряжения голосовых связок.
Если ученики работают в группах, то уровень шума снижается на 13 дБ, при этом на обратный эффект Ломбарда приходится 8 дБ. Это равносильно тому, как если бы в комнате выключили мощный вентилятор.
Хорошая акустика положительно влияет на физиологическое состояние преподавателей. Частота сердечных сокращений (пульс на 10 ударов меньше, чем в обычных классах) и содержание гормонов в крови не выходит за границы нормы. Учителя не растрачивают силы на то, чтобы успокоить своих подопечных и сфокусировать их внимание на теме урока.
Длительные наблюдения показали, что спокойная обстановка стимулирует развитие интеллектуальных способностей учащихся и повышает их мотивацию к учебе. Дети лучше усваивают учебную программу, а достигнутые успехи повышают самооценку учеников. Они чувствуют себя увереннее и легче подчинятся дисциплине.
Акустические панели ECOPHON
Экологически безопасно!
Акустические материалы из стекловолокна отличается высоким уровнем экологической безопасности, начиная с производства и заканчивая утилизацией. Все элементы изготавливаются в основном из вторичного сырья – переработанного бытового стекла (панели) и металла (подвесная система). Отслужившие свой срок панели также отправляются на переработку. Продукты этого класса отвечают принятым в скандинавских странах экологическим требованиям, о чем свидетельствует маркировка на упаковке NordicSvan. И, разумеется, акустические системы имеют все обязательные сертификаты Российской Федерации (гигиенический, пожарный, сертификат соответствия).
Звукопоглощающие потолки способствуют поддержанию здорового микроклимата в школе. Они не притягивают и не аккумулируют пыль и сами по себе никаких выбросов в атмосферу не производят. Стекловолоконные панели получили одобрительные оценки научного сообщества в области здравоохранения, а Шведская Ассоциация по Борьбе с Астмой и Аллергией особо рекомендовала их для повсеместного использования, в том числе, и в образовательных учреждениях.
Акустическая отделка улучшает естественную освещенность помещений. Они отражают до 95% дневного света, равномерно рассеивая его в окружающем пространстве. С одной стороны, это свойство работает на охрану зрения, а с другой – позволяет существенно сэкономить на расходах на электричество.
Акустические панели ECOPHON
Возможны варианты
Наилучший акустический эффект достигается, когда подвесной потолок полностью собран из звукопоглощающих панелей. Если нет возможности задействовать стандартную технологию монтажа, применяют свободно висящие акустические модули, которые крепятся к перекрытию особыми элементами – подвесами. В этом случае звукопоглотители должны закрывать не менее 60% базовой поверхности. Некоторое послабление по сравнению с традиционным подвесным потолком допускается с учетом того, то висящие панели поглощают звук с двух сторон.
В небольших помещениях необходимо предотвратить многократные отражения звука от параллельных поверхностей. С этой целью на смежные стены (продольную и торцевую) навешивают акустические панели так, чтобы нижняя кромка находилась на уровне сидящего школьника. При этом их минимальная суммарная площадь должна составлять 20% от общей площади стен. В учебных помещениях, где практикуется работа детей в группах, рекомендуется дополнительно использовать свободно висящие звукопоглощающие модули или устанавливать мобильные экраны. В лингафонных кабинетах и музыкальных классах акустические материалы применяют по специально разработанным схемам.
Если расстояние между преподавателем и учащимися превышает 8-10 метров, то над классной доской и над учительским столом в акустический потолок внедряют звукоотражающие панели, усиливающие речь говорящего. При отсутствии стеллажей на противоположной стене, там монтируют звукопоглотители, чтобы отражения звука не создавали слышимого эха.
Акустическую отделку выполняют сухим способом, то есть её монтаж напрямую не связан с ремонтом помещений. Вообще говоря, панели можно устанавливать в любое время – нужно лишь парты из класса вынести. Но лучше все-таки это сделать летом после проведения косметических ремонтных работ. Например, в комплект поставки готовых решений от ECOPHON входит фирменная система крепежа, позволяющая смонтировать подвесной звукопоглощающий потолок и зафиксировать панели на стенах. Инсталляция не требует специальной подготовки. Собранную конструкцию из продольных и поперечных направляющих профилей подвешивают к закрепленным на плите перекрытия кронштейнам. Затем потолочную решетку заполняют звукопоглощающими модулями.
Настенную отделку также устанавливают в зафиксированные на стенах алюминиевые профили. Если следовать инструкции и неукоснительно соблюдать все прописанные в ней требования, то никаких проблем не возникнет. В частности, использовать случайные крепежные элементы крайне нежелательно. В аварийной ситуации такие изделия могут спровоцировать обрушение потолочной плоскости. Еще одна ошибка – критичное уменьшение длины регулируемых подвесов (минимальная длина 105 мм), что негативно сказывается на эффективности акустических потолков. Бывает, что монтажники «забывают» установить пристенные кронштейны, поддерживающие клипсы и прочее. Подобные упущения провоцируют перекосы и другие геометрические погрешности потолочной плоскости.
Никакого беспокойства
Долговечность – ещё один важный плюс акустических материалов из стекловолокна. Они способны служить десятилетиями даже в неблагоприятной среде – при влажности воздуха до 95% и температуре воздуха 30 Со. Панели отлично противостоят ударам и другим повреждениям. В спортивных залах или коридорах рекомендуется устанавливать специальную продукцию с повышенной прочностью и ударостойкостью. Такая отделка не разрушается даже от очень сильных ударов футбольным мячом.
Звукопоглощающие панели не нуждаются в трудоемком уходе. Достаточно лишь регулярно выполнять сухую чистку мягкой салфеткой или при помощи пылесоса. В столовой зоне, в бассейнах, душевых и раздевалках устанавливают особые гигиенические модули с грязеотталкивающими свойствами, которые выдерживают влажную уборку с применением моющих средств. Если все-таки какая-либо панель будет испорчена, её несложно заменить.
В мире прекрасного
Акустическая отделка позволяет обогатить интерьер помещений, создать декоративную и познавательную композицию, положительно влияющую на настроение детей и их отношение к учебе. Звукопоглощающие панели обладают огромным эстетическим потенциалом. Они различаются по окраске, фактуре и рисунку кромок. Мало того, на панели наносят графические изображения, которые могут быть связаны в единую сюжетную линию. Если в классах предпочтительно использовать белые материалы или звукопоглотители нейтральных оттенков, то яркие потолки на подвесах в сочетании со стеновыми панелями ярких оттенков отлично подходят для столовых, актовых залов и рекреаций. Акустическую отделку допускается использовать в качестве демонстрационных стендов, то есть к звукопоглощающим панелями можно крепить канцелярскими кнопками учебные пособия, плакаты, объявления, рисунки. Даже если вся площадь стеновых звукопоглотителей будет закрыта плотным ватманом, эффективность акустических продуктов снизится незначительно.