Интерьер, попавший под наше пристальное внимание, сложен и неоднозначен, хотя и на удивление гармоничен. Русская печь в нем поддерживает добрососедские отношения с итальянской мебелью, а светильники в стиле модерн мирно уживаются рядом с вышивкой крестиком. И все эти детали, разные по стилю и происхождению, собрал под своей крышей бревенчатый дом, обустройством которого занималась мастерская дизайна и архитектуры «Да Винчи» во главе с директором Юлией Быковой.
Полет творческой мысли дизайнеров этот объект не сдерживал ничем. Двухэтажный бревенчатый дом заказчики приобрели уже готовым, но фактически интерьера в нем не было — «только сплошная однотонная масса дерева кругом — на полу, стенах и потолке. Изнутри помещение напоминало скорее хозяйственную постройку, чем жилую площадь», — вспоминает Юлия Быкова начальный этап работы над проектом интерьера.
Идею планировки подсказало отсутствие перегородок на первом этаже, так что здесь решено было «не городить стен», а оставить единое пространство, как в квартире-студии, поделив его на функциональные зоны посредством мебели и освещения. Из всей прежней отделки изменения не коснулись только стен — их оставили бревенчатыми, естественного теплого цвета. Потолок, для того чтобы он казался выше, сделали светлым. От установки гипсокартона дизайнеры отказались сразу — по опыту отделки деревянных домов они уже знали, что в связи с усадкой бревна нужно избегать там любых жестко закрепленных конструкций. Была возможность сделать матовый натяжной потолок, но выбрали другой вариант, более «сельский»: промежутки между балками, обшитые вагонкой, окрасили в молочный оттенок, а сами балки сохранили прежний вид и цвет деревянной поверхности.
Антиподом потолку служит пол — здесь появился практичный темный ламинат. Его фактуру выбирали поближе по внешности к натуральной, с пазом. «Мы высветлили потолок, затемнили пол и тем самым сделали пространство более интересным. Стены и пол стали выразительнее из-за того, что на потолке мы оставили балки другого цвета, тогда как раньше они сливались друг с другом», — описывает произошедшие изменения Юлия Быкова.
В пляс от печки
Впрочем, некоторые основы будущего интерьера, от которых затем оттолкнулись при разработке проекта, были намечены изначально. Конфигурацию пространства задала печь, расположившаяся неподалеку от входа. Сверху на ней оборудовано спальное место — выложенная кафелем лежанка, куда можно забраться по ступенькам. Вида печь была вполне деревенского: беленая, да к тому же под толстым слоем шпаклевки, поэтому от идеи очистить ее до кирпича, а потом покрасить пришлось отказаться. Впрочем, нашелся другой выход: поверхность заклеили белым искусственным камнем, имитирующим кирпич, а углы печи украсили деревянными декоративными накладками.
Поскольку печь, помимо декоративной цели, предназначалась для отопления и готовки, то вполне логично было разместить рядом кухню. Итальянский мебельный гарнитур со встроенной бытовой техникой пришелся здесь весьма кстати: современной хозяйке привычней и сподручнее готовить на электричестве, так что микроволновка, духовой шкаф и варочная панель незаменимы в повседневной кулинарии, а печь используется лишь в тех случаях, когда хочется удивить близких и гостей традиционным блюдом русской кухни, приготовленным по всем правилам. Светлое дерево на фасадах кухонной мебели в сочетании с молочного оттенка столешницей гармонирует с цветом стен — как пояснила Юлия Быкова, «чтобы кухня не акцентировала на себе внимания», то есть не выделялась на фоне окружающей обстановки.
Во время готовки случается всякое, а потому пол на кухне защитили кафельной плиткой от брызг раскаленного жира или падения острого ножа. Такое же покрытие оберегает участок пола рядом с топкой печи, откуда летят искры, когда открыта дверца. На кухне поставили круглый столик светлого дерева с четырьмя стульями для приемов пищи в узком семейном кругу, объединяющем родителей и детей.
Столовый этикет
Закономерным продолжением кухни является столовая зона. Она рассчитана на парадные приемы и отличается строгой, даже можно сказать, торжественной правильностью форм классической мебели. Конечно, стулья здесь не те, что известны нам по одноименному роману, но на вид любой из них вполне может оказаться тайником, хранящим фамильные драгоценности. «Когда стол ломится от блюд, нет нужды в дополнительном декоре, — поясняет Юлия Быкова, — и без того много деталей, акцентов, особенно в Новый год, поэтому оптимальна обивка стульев спокойного зеленовато-оливкового цвета, кстати, он повторяется в рисунке ткани кресел соседней зоны».
Неподалеку от стола стоит комод с посудой — кажется, он унаследован из прошлого века, но это вовсе не повод прятать его на чердак — такой винтаж нынче в моде. Живые фикусы в горшках оживляют движением листвы застывшую, почти музейную обстановку. «Поселились» они здесь не случайно: выбирали, где посветлее, и не нашли места лучше столовой, где есть второй свет и днем в достатке естественного освещения, льющегося из окон второго этажа.
Каминная зала
После шумного застолья гости обычно разбредаются по дому в поисках уголков, где можно расположиться поудобнее. И многих привлекает находящийся рядом со столовой камин. На самом деле он расположен в торце печи, поэтому оформлен подобным образом — белого цвета, с декоративной отделкой из дерева, с той лишь разницей, что печь покрывает камень искусственный, а здесь от прежних владельцев остался натуральный. Каминную зону тоже охватывает второй свет, так что древним танцем отблесков пламени можно любоваться с балкона верхнего этажа, а можно подсесть ближе, на диван или кресло.
«От камина исходит огонь, тепло, движение, поэтому мягкую мебель сюда выбирали яркую», — рассказывает Юлия Быкова. Действительно, на светлом фоне дивана и кресел распускаются крупные цветы, этот мотив перетекает в узор гобеленового ковра в ногах, рисунок штор, но особенно интересны рукодельные работы хозяйки дома — именно с ее вышитых картин и скатертей началась в интерьере тема цветов. «Цветы на шторах, на вышивке и на ковре сочетаются между собой оттенками, — отмечает дизайнер, — таким образом этот интерьерный „букет“ объединяет почти все функциональные зоны дома».
Кинотеатр на дому
Еще один мягкий уголок находится за спиной у сидящих перед камином, эти соседние зоны отдыха разделяют две колонны — мощные бревна, подпирающие перекрытия второго этажа. Кроме основной тяжести они несут и нагрузку поменьше — две деревянные полочки, занятые под цветы и статуэтки.
За колоннами стоят буквой «Г» два дивана, рядом с ними журнальный столик, а сбоку у стены притаился пуфик. Мягкая мебель здесь более спокойной расцветки, чем возле камина, хотя ее роднит с окружающим интерьером все тот же цветочный узор — правда, уже неявный и неяркий, выбитый на ткани, а также гамма бежевых, голубых и розовых оттенков. В этой зоне все внимание сосредоточено на плазменной панели с домашним кинотеатром. Современный телевизор и стереосистема на фоне бревенчатых стен выглядят, может, и нетрадиционно — зато их смотрят и слушают с охотой, без оглядки на стереотипы.
Игра и чтение
Особняком стоит зона досуга, примечательная бильярдным столом и библиотекой. Тут заметен иной, энергичный подход к колористике, продиктованный доминирующим массивом зеленого сукна. «Этому яркому пятну требовался какой-то отклик в ближайшем окружении, поэтому рядом с книжным шкафом закономерно появилось кресло для чтения — и я выбрала для него сочный и жизнерадостный оранжевый цвет», — комментирует свое реше ник Юлия Быкова.
В остальном здесь чинно и спокойно: книжный шкаф темного дерева, легкие занавеси из тюля и комнатные цветы. Вообще интерьер любопытен подбором мебели: классическая итальянская, да не просто деревянная, а состаренная, местами запатинированная, кажется, будто журнальный столик поеден жучком. Хотя в обстановке соседствуют изделия двух-трех итальянских фабрик, объединяющий их стиль вызывает впечатление, что вышли они из рук одного мастера.
Оригинальность в деталях
Не все мебельные решения дались дизайнерам легко. Много раздумий вызвала конструкция гардеробной. Поскольку обычный шкаф-купе в деревянном доме установить сложно из-за усадки бревна, пришлось отгораживать помещение для одежды деревянными панелями. «Мы заказали дверные щиты, — рассказывает Юлия Быкова, — и закрепили их особыми фиксаторами, отделив угол за печкой у входа. С одной стороны крепление вкручивается в панель, с другой стороны упирается в пол или потолок, так что по мере усадки дома можно регулировать фиксатор по высоте. От двери на входе в гардеробную отказались, вместо этого повесили более легкую, к тому же характерную для деревенского быта штору».
В настоящем деревянном доме не обойтись без кованых изделий, решила Юлия. «Для разнообразия мы добавили железа в лестницу и люстры, заказали кованые каминные принадлежности. Узор ковки нарисовали сами, долго согласовывали с исполнителями, зато с помощью металла добились наконец ажурной легкости, контраста с массивным деревом стен и лестницы.
Магия освещения
Люстры послужили дизайнерам помощниками в выделении функциональных зон. Рядом с камином — торшеры для чтения по обеим сторонам дивана. Специально для них в полу предусмотрели не боящиеся воды розетки — проводку для них заранее уложили под ламинатом. Потолочные светильники в прихожей, над кухонным столом и в мягкой зоне, а также торшеры — все они оформлены в едином ключе: из цветного стекла под витраж для мягкой камерной атмосферы. «В стиле осветительных приборов заявлена скорее модерновая тема, — отметила автор дизайн-проекта, — но в интерьер они вписались очень гармонично, ведь модерн — это тоже классика».
Над обеденным столом, где требуется яркий свет, воцарилась огромная, как во дворцах, люстра, рассчитанная на 16 лампочек. В кухонном потолке и в прихожей понадобилась дополнительная точечная подсветка, потому что от люстр света недостаточно.
Второй уровень
Балкон второго этажа хозяин облюбовал себе под кабинет. Место и впрямь удачное: вместо одной стены — защищенный перилами проем, откуда открывается вид на жизнь всего дома. «Когда окружает одно дерево, хочется внести разнообразие, — вспоминает Юлия Быкова, — и мы оформили стену в кабинете и спальне гобеленом, то есть натянули ткань в рамке из металлического профиля так, чтобы „вздохи“ дома конструкции не повредили, как это неизбежно случилось бы с гипсокартоном. Натянутая ткань несет очень сильную декоративную нагрузку, разбавляет дерево интерьера, а цветочный рисунок гобелена перекликается с рисунком штор, постельного белья. Гобелен выбрали за его натуральное происхождение, близость к тематике кантри».
В кабинете уже есть диванчик, со временем в помещениях появится и другая мебель, хотя в спальне вместо шкафа уже смонтировали гардеробную. В остальном интерьер помещений верхнего этажа будет повторять черты того, что уже воплощено внизу. Пол в спальне хозяева пожелали покрыть ковролином, в прочих помещениях уложили ламинат.
Детская комната вытянутая, там только одно окно, но есть широкий проем. Его использовали, чтобы у окна сделать спальную зону, а у противоположной стены — место для отдыха с диваном, телевизором и искусственным освещением. При необходимости проем закрывается шторами, причем их намеренно сделали двусторонними, сшив ткани между собой.
Увидев, как похорошел после «косметических процедур» первый этаж, хозяева решили облагородить и внешний вид строения, поскольку необработанное дерево от времени и непогоды успело местами утратить былую красоту. Тогда в качестве завершающего штриха фасад покрыли темной тонирующей пропиткой, и дом буквально расцвел изнутри и снаружи, отвечая благодарностью на уход заботливых рук, так что результатами кропотливого труда дизайнер и заказчик остались довольны.