ФУМ-лента: что это такое
Это современный уплотнитель пленочного типа, его используют для герметизации фланцевых, резьбовых и ниппельных соединений. В названии есть аббревиатура, которая расшифровывается фторопластовый уплотнительный материал. Изготавливают его из фторопласта-4. Сырые волокна пластика раскатывают, формируют ленту, потом сушат ее в вакуумной камере. Готовый уплотнитель термостойкий, устойчив к самым разным неблагоприятным воздействиям, полностью безопасен, долго служит. Кроме того, он обладает антифрикционностью, то есть снижает трение, благодаря чему резьба не срывается при закручивании.
Что учесть при выборе подмотки
Внешне все товары выглядит примерно одинаково. Это катушка, на которую намотана белая лента. Однако брать первую попавшуюся не стоит, нужно подбирать уплотнитель под резьбу. Различают широкие и узкие. У первых ширина от 12 до 19 мм, иногда больше. Узкими считаются материалы шириной до 12 мм.
По толщине различают толстый и тонкий уплотнитель. Их можно различить даже по виду, но лучше прочитать маркировку катушки. Тонким считается материал толщиной от 0,12 до 0,75 мм. При разворачивании он буквально «светится», через него можно рассмотреть предметы. Но при этом не прозрачный, как, к примеру, скотч, просто очень тоненький. Толстый тип — достаточно плотный. Его толщина — от 0,1 до 0,2 мм. Узкие и тонкие виды рекомендуют выбирать для подмотки мелкой резьбы, к примеру, на 1/4 дюйма, или подобную. Для крупной — на 1 дюйм и подобной — подойдет толстый широкий материал.
Начинающему мастеру бывает сложно выбрать уплотнительный материал. Выше мы привели средние данные, которые помогут это сделать. Однако лент одинаковой плотности и ширины на рынке очень много. Опытные мастера советуют для начала купить три-четыре товара разных производителей, тестировать их на разных соединениях, чтобы остановиться на «своем» варианте.
Процесс намотки не сложен, но нужно сделать все правильно. Ведь от того, насколько качественно подмотан уплотнитель, зависит герметизация соединения. Техника наматывания зависит от размеров резьбы. Разберем, как использовать ФУМ-ленту в разных случаях.
На крупную резьбу
Для уплотнения такого соединения лучше всего подойдет широкая модель большой плотности. При необходимости можно взять тонкую или узкую, но тогда нужно будет сделать больше оборотов. Никакие инструменты дополнительно не понадобятся. Наматывать нужно так.
Подготовьте резьбовое соединение. Оно должно быть чистым, сухим. Если деталь не новая, тщательно очистите ее от остатков старого уплотнителя, промойте и высушите.
Возьмите бобину, открутите край ленточки, уложите его на резьбу и прижмите, чтобы зафиксировать.
С небольшим усилием потяните материал, начните его наматывать с натяжением. Уплотнитель должен «проваливаться» в резьбовые витки. Первые несколько рядов намотки их должно быть видно.
Намотайте пять-шесть рядков плотным материалом, или 13-14 тонким, обрежьте край, прижмите к детали. Важно. Количество рядов намотки определяют в процессе работы, точных норм здесь нет.
Соберите резьбовое соединение.
Важный момент. Уплотнитель наматывают только под натяжением. Иначе он соскользнет с зубцов, и соединение не будет герметичным.
Намотка уплотнителя на детали с мелкой резьбой проводится иначе. Для работы берут только тонкую узкую ленточку, широкая и плотная не подойдет. Инструкция, как мотать ФУМ-ленту, такая.
Подготовьте деталь. Если нужно, очистите резьбовые зубчики, промойте и высушите.
Возьмите катушку, возьмитесь на край ленточки. С усилием потяните за него так, чтобы полотно вытянулось в нитку.
Прижмите нить к краю резьбы, чтобы получилась достаточно плотная фиксация.
Начинайте наматывать уплотнитель. В процессе намотки последовательно укладывайте нить в каждый завиток.
Намотайте ленточку так, чтобы получить перекрытие по всей ширине резьбового соединения. В среднем, это около 20 оборотов. Отрежьте и закрепите край.
Соберите деталь и затяните ее.
Основные ошибки при накручивании подмотки
Техника намотки очень простая, тем не менее мастера, особенно с небольшим опытом, допускают ошибки. Разберем самые распространенные из них.
Неправильное направление намотки
Наматывать уплотнитель нужно только «по ходу» резьбы. Менять направление нельзя. Если ленточка намотана против движения, в процессе затягивания детали зубцы ее сдвинут. Получится, что витки останутся без уплотнителя. На этих участках будет проходить вода. Важный момент. Если в процессе наматывания случайно пропущен виток, надо аккуратно размотать ленточку до пропущенного участка и повторить намотку. Иначе соединение будет негерметичным. Не стоит перегибать ленточку в ходе наматывания. Материал наматывается неравномерно, что ухудшает герметизацию.
Повторное использование
Опытные мастера советуют запомнить, что использовать ленту повторно, если она уже была намотана на резьбу, категорически нельзя. Несмотря на то, что материал эластичный, при наматывании он обязательно порвется об острые зубчики. Особенность ленты-ФУМ в том, что она лучше рвется вдоль, а не поперек. Поэтому повреждения могут быть незаметны. Но после повторного наматывания при затягивании детали материал разорвется. Это ухудшит герметизацию, кроме того, фрагменты ленточки могут попасть внутрь магистрали. Они засорят трубу, уменьшат отверстие для прохода жидкости, что крайне нежелательно.
Недостаточное количество витков
Общего правила, определяющего количество витков ФУМ-ленты, не существует. Число витков определяется опытным путем. Надо понимать, что при недостаточном количестве подмотки соединение будет негерметичным. Если же число оборотов будет слишком большим, резьбу будет сложно затянуть. Чрезмерное усилие при затягивании приведет к соскальзыванию уплотнителя и разгерметизации.
Ленту-ФУМ наматывают только на тщательно очищенную деталь. Частички загрязнений, даже очень небольшие, помешают материалу приклеиться к основе. При затягивании он обязательно сместится. Помимо этого, под плохо уложенным уплотнителем остаются пустоты, которые потом станут причиной протекания. Бытует мнение, что намотка большого количества ФУМ-ленты помогает восстановить «съеденную» резьбу. Якобы материал заполняет пустоты, и герметичность восстанавливается. Это серьезное заблуждение. Лента-ФУМ очень пластична, под давлением она сожмется и не удержит протекание жидкости. Поэтому надеяться на восстановление резьбы не стоит.